Рассмотрим теперь, как получить из программы доступ к свойствам и методам объектов. Если вас интересует какое-то свойство объекта, то ссылка на него осуществляется в следующем формате:
<имя объекта>.<имя свойства>
После имени объекта пишется без пробела символ точки, а затем так же без пробела пишется имя свойства. Например, ссылка на свойство Caption метки Label1 осуществляется записью Label1.Caption (см. в тексте примера предыдущего раздела процедуру TForm1.Button1Click).
Иногда свойство объекта является в свою очередь объектом. Тогда в обращении к этому свойству указывается через точки вся цепочка предшествующих объектов. Например, метки имеют свойство Font — шрифт, которое в свою очередь является объектом. У этого объекта имеется множество свойств, в частности, свойство Color — цвет шрифта. Чтобы сослаться на цвет шрифта метки Label1, надо написать Label1.Font.Color. Это означает: свойство Color объекта Font, принадлежащего объекту Label1. Например, оператор
Label1.Font.Color:=clRed;сделает надпись метки Label1 красной.
Аналогичная нотация с точкой используется и для доступа к методам объекта. Например, для метки, как и для большинства других объектов, определен метод Free, который уничтожает метку и освобождает занимаемую ею память. Если вы в какой-то момент решили уничтожить метку Label1 в своем приложении, то вы можете написать оператор
Label1.Free;
Теперь посмотрим, чем различаются константы, переменные, функции и процедуры, включенные и не включенные в описание класса.
Если в приложении создается только один объект данного класса (в нашем примере — только один объект формы класса TForm1), то различие в основном чисто внешнее. Для процедур, объявленных в классе, в их описании в разделе implementation к имени процедуры должна добавляться ссылка на класс. В нашем примере имя процедуры Button1Click в описании этой процедуры в разделе implementation заменяется на TForm1.Button1Click. Для процедур, объявленных вне класса, такой замены не требуется.
Обращение к переменным и процедурам, описанным внутри и вне класса, из процедур, описанных вне класса, различается. К переменным и процедурам, описанным вне класса, обращение происходит просто по их именам, а к переменным и процедурам, описанным в классе, через имя объекта класса. Например, если вы вне класса хотите описать какую-то процедуру, изменяющую надпись метки Label1, вы должны обратиться к ее свойству Caption следующим образом: Form1.Label1.Caption. Только через ссылку на объект Form1 внешние по отношению к классу процедуры могут получить доступ ко всему, объявленному в классе.
Все эти ссылки на объект не требуются в процедурах, объявленных в классе. Поэтому в процедуре TForm1.Button1Click ссылка на объект Label1 не содержит дополнительной ссылки на объект формы.
Если в приложении создается несколько объектов одного класса, например, несколько форм класса TForm1, то проявляются более принципиальные различия между переменными, описанными внутри и вне класса. Переменные вне класса так и остаются в одном экземпляре. А переменные, описанные в классе, тиражируются столько раз, сколько объектов данного класса создано. Т.е. в каждом объекте класса TForm1 будут свои переменные, описанные в классе, и их значения никак не будут связаны друг с другом. Таким образом, в переменную, описанную внутри класса, можно заносить какую-то информацию, индивидуальную для каждого объекта данного класса. А переменная, описанная в модуле вне описания класса, может хранить только одно значение,
Теперь остановимся на вопросе об областях видимости элементов программы — констант, переменных, функций и процедур, т.е. о связи места их объявления в программе и места их использования. Частично этот вопрос мы уже затрагивали в предыдущем разделе, не упоминая о самом понятии область видимости.
Видимость отдельных элементов, размещенных в различных частях модуля, поясняется подробными комментариями в тексте модуля, приведенном в разделе 1.2. Поэтому ограничимся только некоторым подведением итогов.