Является ли Вселенная компьютером?

Роберт Райт

1. Полет соло.
2. Мозаичная Вселенная.
3. Вершина совершенства.
4. Миг за мигом, точка за точкой.
5. Deus ex machina.
 Вернуться

ВЕРШИНА СОВЕРШЕНСТВА

Эдуард Фредкин родился в 1934 году, он самый младший из трех детей преуспевающей до определенного времени семьи. Его отец переселился из России после революции и основал сеть магазинов радиоприемников, но разорился во время Большой депрессии. Семье пришлось экономить на всем, и Фредкин хорошо запомнил этот урок жизни.

С раннего возраста Фредкин интересуется любыми механизмами — его любимое занятие в детстве — разбирать и собирать часы. И пока другие ребята играли в бейсбол, а позднее бегали за девушками, Фредкин методично занимался разными механическими устройствами. “Я всегда был в ладу с механизмами”, — вспоминает он.

После окончания гимназии в 1952 году, Фредкин поступает в Калифорнийский технологический институт. Один из уроков, который он извлек благодаря своему пребыванию там, это понимание, что колледж сильно отличается от школы — в колледже, если человек не занимается, он уходит. Именно это и произошло с ним на втором курсе. После этого, следуя примеру старшего брата, он поступает в военно-воздушные силы США, где становится пилотом истребителя.

Именно в военной авиации Фредкин впервые сталкивается с компьютерами. Некоторое время он служит в подразделении, задача которого — управление компьютерной системой противовоздушной обороны. Для этого военной авиации нужны люди, умеющие работать с компьютерами, и в 1956 году группа военнослужащих, среди которых и Фредкин, отправлена для обучения информатике в МТИ. “С самого начала эта работа меня увлекла — вспоминает Фредкин. — Я всасывал все как губка”. Компьютер IBM, на котором он работает, в его глазах, в известном смысле, самая совершенная совокупность материальных элементов — более сложная и более гибкая, чем всякие другие неорганические механизмы, и более логическая, чем органические. “Видите ли, когда я напишу программу, и она правильная — обязательно получится результат. А когда я имею дело с человеком и прикажу ему совершить какую-нибудь работу — результат может быть, а может и не быть”.

На протяжении несколько лет после поступления в МТИ, когда Фредкин становится одним из первых программистов-виртуозов, он наряду с этим усердно занимается физикой, причем, в конце концов, путем самообразования наверстывает те знания, которые не смог приобрести в Калифорнийском технологическом институте. Именно подготовка в этих двух областях оказывается стимулом для возникновения теории цифровой физики, говорит Фредкин. Многие физики приобретают еще в детстве то родственное чувство к машинам, которое он испытывает и по сей день, но в большинстве случаев оно ослабевает впоследствии под влиянием стандартного образования. Квантовая механика, эта преобладающая парадигма в современной физике, предполагает, что реальность в своей глубочайшей сущности составлена из действительно случайных элементов, что делает ее в ее основе непредсказуемой. Фредкину удалось избежать общепринятой доктрины. Он и по сей день утверждает, как утверждал и Эйнштейн, что общепринятая интерпретация квантовой механики ошибочна — что любая

на первый взгляд неопределенность в субатомном мире отражает единственно наше незнание детерминирующих принципов, а не их отсутствие. Это очень важное умозаключение, потому что, если Фредкин ошибается, и Вселенная не является, в конечном счете, детерминированной, она не может быть управляемой таким однозначным процессом, каким является компьютерная программа.

После ухода из военно-воздушных сил Фредкин поступает на работу в бостонскую консультантскую фирму “Болт, Беранек энд Ньюмен”, известную сегодня как одну из ведущих в области искусственного интеллекта и компьютерных сетей. Там он работает под руководством Д. С. Ликлайдера, который рассказывает следующее о своей первой встрече с Фредкиным: “Мне сразу стало ясно, что это очень необыкновенный человек, может быть гений, и чем лучше я узнавал его, тем больше убеждался, что мое первое впечатление не было ошибочным”. Когда Ликлайдер давал Фредкину задание разработать какую-нибудь проблему, Фредкин обычно закрывался в своем кабинете и спустя 20-30 часов приходил с ее решением, или скорее, с каким-нибудь решением, так как часто это было решением проблемы, отличной от проблемы, интересующей Ликлайдера.

Среди идей, которые оформились в сознании Фредкина во время его работы в фирме “ББН”, это та идея, которая создала его сегодняшнюю противоречивую репутацию (в зависимости от того, кто о нем говорит) глубокого мыслителя редкой проницательности, человека, который предлагает интересные, но слишком спекулятивные идеи, или просто чудака.

Далее
к началу страницы