Мартин Гарднер. Игра Жизнь > |
Предисловие Игра "Жизнь". Часть I Ответы Дополнения Игра "Жизнь". Часть II Игра "Жизнь". Часть III Литература | Вернуться |
Материалы моей колонки в журнале Scientific American за 1970 г., посвященные игре "Жизнь", вызвали такой мощный взрыв энтузиазма среди самых различных пользователей ЭВМ, что к настоящему времени всеобщее повальное увлечение анализом на ЭВМ различных форм "Жизни", по крайней мере, в США, оценивается миллионами долларов, растраченными впустую на используемое потихоньку машинное время. Один из таких энтузиастов, чье имя я по вполне понятным причинам оставляю в секрете, признался мне, что даже установил у себя под столом специальный секретный переключатель. Как только кто-нибудь из начальства подходил к его рабочему месту, он моментально нажимал кнопку и сразу же стирал с экрана дисплея очередную картинку игры "Жизнь", переводя ЭВМ с игровой программы "Жизни" на задачи, которыми занималась его фирма. Следующие две главы также посвящены различным аспектам этой игры. Здесь же я ограничусь лишь некоторыми замечаниями по поводу двух вопросов, оставленных без ответа в первой части главы.
Из всех фигур, изображенных на рис. 4, наиболее сложной следует считать пентамино в форме буквы r. Оно превращается в периодически пульсирующую конфигурацию с периодом, равным двум, лишь после 1103 ходов. При этом шесть возникших на доске "глайдеров" удаляются от центра на все большее и большее расстояние, и, в конце концов, вокруг бывшего пентамино остаются (рис. 9) четыре "мигалки", один "корабль", одна "лодка", один "каравай", четыре "улья" и восемь "блоков". Этот результат впервые был получен Г. Филипски и Б. Морганом из университета Кэйса, позднее его подтвердили несколько групп исследователей в США и в других странах.
Эволюция ряда 5-5-5-5-5-5-5 впервые независимо друг от друга была исследована Р. Т. Уэйнрайтом и группой специалистов из фирмы Honeywell Computers; позднее их результаты были повторены и многими другими исследователями. После 323 ходов данная конфигурация превращается в периодически пульсирующую конфигурацию (с периодом, равным двум), состоящую из четырех "навигационных огней", восьми "мигалок", восьми "караваев", восьми "ульев" и четырех "блоков". На рис. 10 воспроизведена распечатка ЭВМ, на которой представлен заключительный этап эволюции системы — конфигурация, насчитывающая 192 фишки. Поскольку симметрия начальной конфигурации не утрачивается в процессе ее последующей эволюции, расположение фишек на рис. 10 сохраняет вертикальную и горизонтальную оси симметрии, которыми обладала исходная конфигурация. При этом число фишек достигает максимума (492 фишки) в двести восемьдесят третьем поколении.