Chess Lines> Описание игры
История создания
On-line вариант
Как я примерял шаровары
  Скачать

Как я примерял шаровары

Когда я выложил свою игрушку Chess Lines в интернет, меня удивило большое количество скачиваний программы. И тут же в душу запала шальная мысль: если игра нравится людям, то нельзя ли что-нибудь с этого поиметь? И ведь если рассудить по-справедливости, то мой труд ведь должен же чем-то вознаградиться? Кроме морального удовлетворения, конечно.


А у меня даже странички своей в Инете не было. Программу поместил на Freeware, потому что они размещали архив у себя, а не требовали ссылки на него. Потом-то оказалось все не так сложно, правда и HTML изучить пришлось, а в добавок к нему и CSS, и JavaScript. Но учиться нам не впервой, да и интересно все это.


С сайтом своя история - все как-то с хостингом не везло. Начал с Geocities.com, но быстро понял, что с моим знанием английского мне там тяжело. Перебрался на Boom.ru. Здесь стало лучше, сайт начал расти и украшаться. Но вот со скоростью доступа становилось все хуже и хуже.


В это время я обнаружил прекрасный хостинг на Народе.ру. По сравнению с Бумом Народ просто летал. И ограничений на типы файлов меньше, и каталог удобный, и атмосфера какая-то душевная. В общем, повесил я на Бумовском сайте сообщение, что сайт больше обновляться не будет и милости просим по новому адресу. Около года хостился на Народе. Но и с Народом начало твориться неладное, наверное народу много стало, в общем, и тут скорость доступа упала. Да к тому же хозяева сайта начали нам жизнь осложнять - теперь, кликнув на ссылке "скачать" люди начали попадать на страницу с извинениями: мол, мы не отвечаем за то, что там вам выложили, а если вы все-таки хотите это получить, то кликните еще разок. Люди-то кликали дальше, а вот роботы с каталогов, куда я пытался поместить свою программу, становились в тупик. Потом еще баннеры на страницы сунули - полное уродство, а не сайт получился.


Опять пришлось искать пути отхода. На этот раз я спешить не стал - просмотрел кучу бесплатных хостингов, почитал, что о них бывалые люди пишут. И выбрал Новую почту, то есть Newmail.ru. По отзывам это был чуть ли не самый быстрый хостинг. К тому же рекламы никакой, и ограничений почти нет. Переехал еще раз. Вы будете смеяться, но не прошло и года, как скорость доступа упала. А на Народе и Буме поднялась. Видно, там новое оборудование подкупили. Правда, все остальное вроде осталось на месте. Ну что тут прикажете делать? Не стал я больше бегать. Написал скрипт, выложил точные копии сайта на Народ и на Бум. И получилось у меня 3 зеркала. Если странички грузятся плохо, посетитель одним кликом может перейти на другое зеркало, и всех делов. Сейчас и Новая почта тоже получше заработала.


Но я не об этом рассказать хотел. В общем, за месяц тыщи четыре народу мою программу скачали. И отклики пошли - в основном, хорошие. Но были и с описаниями глюков. Начал я программу доводить - версию за версией выдавать, баги фиксить, а фичи добавлять.


И статейки я начал почитывать насчет шароваров - что это такое, и как сделать так, чтобы заниматься любимым делом, да еще деньги за это получать. Все авторы сходились в одном - у нас продать софт нельзя. Ну это я и без них знал - сам пользовался только крякнутыми программами. Может, и мог бы чего купить по сходной цене (на рынке то диски беру, и ничего), да только как заплатить не знаю (а тогда еще и вебмоней-то не было). Зато западный юзер привык платить - вот на него ориентироваться и надо. И была даже такая фраза, мол, в Америке или Европе простому человеку ничуть не жалко 10-15 долларов за понравившуюся игрушку выложить. Считая, что до меня от них процентов 30 дойдет, я помножил эти деньги на те тыщы людей, которые скачивают мою программу, и получил хороший стимул для дальнейшей работы.


А работы предстояло немало. Прежде всего, программа должна быть доведена почти до идеала, т.е. без глюков, с удобным интерфейсом и т.д. По этому пункту я и до этого старался, и дальше продолжил в том же духе. Потом, программе нужен хороший грамотный хелп. Я с самой первой версии сделал окошко с кратким описанием правил игры, но здесь нужен был более профессиональный уровень. Пришлось заняться винхелпом - освоить подготовку ртф-файла для воркшопа, организацию перекрестных ссылок и индексов. Все это дело было неплохо проиллюстрировано скриншотами. Организовал и связь топиков с контекстом программы (это когда нажимаешь F1 и выдается информация сразу по активному в этот момент элементу программы) - благо, в Дельфях для этого все предусмотрено.


Но ведь западному юзеру помощь на нашем языке, да еще в виде абракадабры (вряд ли у него установлены русские шрифты) - это мертвому припарки. Поэтому весь текст нужно было перевести на аглицкий, да еще на грамотный аглицкий - по этому поводу все статьи были единодушны. Уговорил я знакомую профессиональную переводчицу помочь мне в этом деле. Из переведенного текста сделал английский вариант хелпа. Позже люди, знающие язык, раскритиковали этот перевод и посоветовали сократить текст. Меньше слов - меньше ошибок.


Перевел и интерфейс программы - здесь объем работы поменьше, но и ошибки вообще недопустимы. Для организации двуязычного интерфейса поначалу воспользовался фичей, входящей в Дельфи-5. Но это получилось ужасно. В том виде, в котором это предлагает фирма Борланд, для смены интерфейса требуется перезагрузка программы, в крайнем случае перезагрузка окна программы. Но самое плохое, что каждый языковый модуль занимал больше 200 кб. Т.е. при двухязычном интерфейсе объем программы увеличивался вдвое.


Пришлось использовать более старые, но проверенные методы с использованием строковых ресурсов - при этом увеличение обьема программы практически незначительно.


Есть два формата файлов помощи - Winhelp (расширение HLP) и HTMLhelp (расширение CHM). Второй более новый и более красивый. Я сделал помощь в обеих форматах. Но если для Винхелпа связь разделов с контекстом очень просто реализуется в Дельфях, то как это сделать для ХТМЛ-хелпа не известно. По крайней мере, 5-я Дельфи его не поддерживала. Пришлось оставить это до лучших времен.


Тем временем на меня вышли представители фирмы (если это фирма) Morfit. Они нашли интересный способ зарабатывать на бесплатном софте (и делиться с программерами). В программу встраивается специальный модуль, который делает только одно: меняет стартовую страницу броузера. В результате пользователь, подключившись к инету, попадает перво-наперво на сайт webentrance.com. Причем, в качестве рефера указывается Морфит с идентификатором программы, которая послала юзера сюда. Эти посещения учитываются для того, чтобы расплатиться с Морфитом, а уж Морфит расчитывается с программерами.


В общем, схема красивая, и, главное, не сильно утомительная для юзера. Поскольку я для себя решил, что с отечественного пользователя не возьму ни копья, то я решил встроить модуль Морфита в шароварную (двуязычную) версию в качестве нагрузки триального периода. А уж если кто решил заплатить мне звонкой монетой, тот будет навсегда избавлен от посещения Webentrance. В общем, пока человек беплатно играет в мою игрушку, я его напрягаю, посылая его на этот сайт, и получаю копейки с Морфита. А когда он купил программу, то, считай, расчитался со мной.


Переговоры с Морфитом продолжались пару месяцев - нужно было уточнить много деталей. Там связь с программерами ведет дама, довольно приятная в общении, и, как я узнал, весьма эрудированная (она в Что-Где-Когда играла). Но когда программа была готова и выложена на софтовые каталоги, связь вдруг прервалась. И интерфейс их сайта, который должен провести окончательную регистрацию программы на Морфите, упорно глючил.


Не зная, что думать, но уже догадываясь, что господа из Морфита меня просто кинули, я не стал выдирать их модуль из своей программы, и даже оставил его там в следующей версии. Но связь с Морфитом не возобновилась и в конце концов мне пришлось похерить их модуль. А триальное ограничение стало более традиционным - 2 недели бесплатно, а потом либо плати, либо деинсталлируй.


Теперь о защите. Если традиционное программирование построено на принципе: чем логичнее написано, тем лучше, то программирование защиты программы от взлома - на противоположном принципе. То есть, чем запутаннее закодирована защита, тем меньше вероятности, что ее взломают. Советники из шароварных статей сходились в том, что защиту надо делать исключительно на ассемблере, причем желательно с нетрадиционным применением команд, чтобы Ида с СофтАйсом на ней зубы поломали. Сознавая, что моя программа не настолько ценна, чтобы ее ломали профессиональные крякеры, я не стал применять ассемблер, оставшись в рамках Дельфи, но тем не менее довольно сильно запутал процесс регистрации программы. Жаль, что никто так и не попытался взломать защиту - как пишут, чем быстрее взламывается программа, тем она ценнее. Выходит, если верить этому, не такая уж ценная у меня игрушка.


Естественно, и защита менялась, когда менялись условия триального периода.


Еще одно из условий успеха шароварной программы - это организация сайта программы. Про мытарства с сайтом я писал в начале этой статьи, но здесь скажу о другом - сайт то мой был русским, а чтобы продавать программу на Запад, он должен быть на английском языке. Пришлось и здесь заняться переводом. Правда, я перевел не весь сайт, а только странички, связанные с программой. Но я до сих пор не уверен, что с языком в англоязычной части моего сайта все нормально.


Ну и еще одной важной вещью является выбор регистратора. Регистратор - это фирма, которая будет принимать деньги у покупателей и выдавать им регистрационные коды, которые избавят программу от ограничений. Затем эта фирма перечисляет деньги программисту, забирая себе часть за труды. Обойтись без регистратора нельзя. Как только вы сами начнете принимать деньги, так попадете на крючок налоговиков, а им очень трудно доказать, что продали вы 2 экземпляра программы, а не 2000 - ведь учет ведете тоже вы. А поступления денег от регистратора отслеживаются проще.


Естественно, я начал искать русского регистратора (с ним проще общаться), но имеющего выход на Запад. Такие регистраторы есть. Но попытки связаться с ними не дали желательного результата - одни временно (но не известно на сколько) перекратили регистрацию новых программ, другие ставили какие-то непонятные условия.


Из западных я выбрал ShareIt! (восклицательный знак - это часть названия фирмы). Это немецкая фирма, имеющая представительство в Штатах. У них довольно понятный сайт, позволяющий детально настроить все, что может иметь отношение к продаже программы. Вполне приемлемые расценки. Они очень доброжелательны к клиентам (даже поздравления к праздникам присылают - по обычной почте). Для каждой программы они выделяют на своем сервере страничку, которую автор может оформить по своему вкусу. Для своей программы вы можете написать генератор кодов, который они разместят на своем сайте, и который быдет выдавать регистрационные коды покупателям программы. Ежемесячные отчеты о покупках и регулярные новости о новых услугах, которые они могут предложить. Шесть языков для общения с клиентами (русского нет).


Поскольку дело шло к деньгам, нужно было еще открыть валютный счет. Ну, это делается просто - приходите в банк (подойдет даже Сбербанк), открываете счет и кладете туда 10 баксов. Не забудьте попросить бумагу с реквизитами счета на английском языке - эти реквизиты нужно будет сообщить фирме, которая будет переводить вам деньги. В данном случае это ШареИт (и Морфит).


Кроме этого очень важная вещь - каталоги софта, на которых будет размещена программа. Я уже упоминал Фриваре, с которого я начал. Очень мощный каталог, но по сравнению с другими не слишком удобный. Они очень долго рассматривают новые поступления (минимум 2 недели) и не всегда правильно помещают программу.


Вторую версию моей игрушки они поместили, как новую программу, и, таким образом, у меня на этом каталоге оказалось 2 программы. После того, как я им указал на ошибку, они удалили первую версию, но вместе с ней исчезла и статистика (а там было больше 6000 скачиваний). После версии 1.3 я посылал им все последующие версии, но они так и не разместили их. До сих пор у них выложена очень древняя версия программы.


Намного проще все на Download.ru. Новые программы появляются в каталоге в течение часа после заполнения формы. Очень удобно обновлять программы.


Softlist (сейчас Mail.ru) - тоже очень удобно обновлять программы (результат появляется в каталоге мгновенно). Включает сразу 2 каталога - русский и английский. Не знаю, многие ли иностранцы просматривают его. Имеется рейтинг программ (топлист). Я одно время регулярно следил за продвижением моей программы по этому списку - она все время медленно поднималась. Уровень, на котором она была (около 450 места), при многотысячном количестве программ в каталоге я считаю неплохим. Потом она вдруг исчезла из топа. Причина обнаружилась в том, что почему-то обнулился счетчик скачиваний. После этого я потерял интерес к топу. На Софтлисте моя программа получила первую награду: категорию Good или по-новому 4 звезды. И это одна из ранних версий! С тех пор игрушка стала во всех отношениях лучше - жаль, что хозяева каталога не пересматривают присвоенный балл с появлением новых версий.


Из менее крупных каталогов я бы выделил Листсофт (Listsoft.ru). Он отличается тем, что принадлежит этот сайт не фирме, а одному человеку - Дмитрию Турецкому. То есть это домашняя страничка. Но этой страничке могут позавидовать многие фирменные каталоги. Здесь можно найти софт на любую тему. Причем все программы просмотрены автором сайта и им же написаны краткие рецензии, а лучшим присвоен соответствующий рейтинговый балл.


Но англоязычная программа должна выкладываться не на этих, а на забугорных каталогах. Там тоже есть кладовые софта, имеющие очень высокий авторитет, например, Download.com или TuCows. Если программа на Туковсе получила хотя бы пару коров (качество программы меряется здесь в коровах), то это очень высоко ее характеризует. После того, как я утряс все вопросы, связанные с регистрацией программы, я начал пытаться ее размещать на самых популярных импортных каталогах. К сожалению, это не так просто сделать. Так на Довнлоаде совершенно непонятно, как подать заявку на размещение программы. На Туковсе после заполнения огромной анкеты программа вроде принимается к рассмотрению. Даже приходит на Е-майл письмо от робота, где говорится, что в двухнедельный срок программа будет рассмотрена, но проходит время, и ни привета, ни ответа. Я пытался несколько раз разместить программу на Туковсе, но всегда с одним и тем же результатом, вернее без результата.


На других каталогах (win-shareware, softpile, winsite) программу удалось разместить. На многих зарубежных каталогах размещение программы выполняется одним кликом мышки - надо просто указать URL PAD-файла. Естественно, PAD-файл должен быть заранее подготовлен. Мне поначалу это показалось неудобным, но оказывается, наоборот, очень удобно. Не нужно в онлайне заполнять большие анкеты (на разных каталогах требуется сообшить разные данные, даже объем описания программы требуется разный). Скачиваешь на сайте ASP (Ассоциация Шароварных Профессионалов) программу, которая называется PAD-генератор. После запуска программы спокойно отвечаешь на все вопросы - программа и представляет собой большую универсальную анкету. После этого программа сама создает PAD-файл. Это файл в формате XML, в котором содержится в стандартизированной форме вся информация о программе.


Этот файл надо разместить в Интернете, например, на своем сайте (естественно, не на Народе.ру - оттуда робот сможет взять только страницу с предупреждением администрации о своей безответственности. И не на Буме.ру - туда вы не сможете положить файл с расширением XML). После этого на сайте каталога вы указываете адрес этого файла - и все. Остальное робот сайта сделает сам - скачает PAD-файл, затем скачает вашу программу, ее скриншоты, иконку, описание, на базе всего этого сгенерит страничку в своем каталоге.


Рассказывать, и то очень долго. А я все это проделал. Программу доработал, хелп сделал, на английский все это перевел, счет открыл, с регистратором в договорные отношения вступил (да еще и с Морфитом), опять доработал программу, чтобы и хелп, и языки, и регистрация поддерживались, инсталлятор для программы сделал, лицензионное соглашение написал, PAD-файл подготовил, скриншоты, иконку, PAD-файл, архив программы в Интернете разместил, в каталогах зарегистрировался. И начал ждать эффекта.


И - ничего!


То есть вообще ничего. Ежемесячно получаю от ШареИта отчеты о том, что за месяц ни одной регистрации программы не было. Да какие там регистрации - скачивают англоязычную версию и то плохо. Вот это мне совершенно непонятно - русскую версию уже тысяч 30 скачало, а английскую от силы несколько сотен. Или их там шахматы пугают, или они вообще в логические игры не играют? Поначалу я на Морфит грешил, вернее, на их фокус с подменой хомепаги броузера. Но когда в версии 1.5 я ввел вместо этого фокуса такое обычное двухнедельное ограничение, это не добавило программе популярности.


Скоро уже 3 года, как я зарабатываю при помощи шароваров - и заработанная сумма равна нулю. А сколько трудов! Конечно, любой труд на пользу. И в этом случае и программа улучшилась, и я многому научился. Но, согласитесь, это немножко не то, на что я расчитывал сначала.


В общем, я решил, что с шароварами у меня ничего не вышло. Поэтому следующая версия программы будет полностью бесплатной - как для русскоязычных пользователей, так и для тех, кто по-русски ни бельмеса.

к началу страницы
Rambler's Top100